Источник: OLD CELTIC ROMANCES
by P.W. JOYCE, M.A., LL.D., T.C.D. M.R.I.A., 1920
Ирландская версия: The journal of the Royal Historical
and Archaeological Association of Ireland
Примечание составителя книги
Leabhar na h-Uidhre или Книга серой коровы, откуда был взят этот рассказ, это самый старый сборник кельтской литературы, которым мы располагаем. Книга была записана Maelmuire Mac Ceilechair, умершим в 1106 году нашей эры, и сейчас она хранится в Королевской Ирландской Академии в Дублине, или вернее, я бы сказал, больший ее фрагмент, так как книга сильно пострадала. Теперь же можно сказать, что эта древняя книга находится в руках публики, поскольку недавно она была отпечатана и опубликована Советом Королевской Ирландской Академии за счет правительства. История “Разлив Лох Ней” (Которая в оригинале называется “Aided Eecdach maic Maíreda”, “Смерть Эху Мак Маредо”) была опубликована в виде оригинала и дословного перевода Джоном О’Брайеном Кроуи в Археологическом Журнале Килкенни, номер 1870-1. В этом рассказе мне пришлось сделать несколько перестановок в порядке событий, для большей ясности, поскольку имела место быть некоторая путаница. Прошло почти восемьсот лет с тех пор, как эта история была переписана из какого-то старого источника в Книгу серой коровы, и необычно то, что история образования Лох Ней в результате разлива волшебного колодца, которым пренебрегла хозяйка, до сих пор продолжает жить среди крестьян. См. «Origin and History of Irish Names of Places«, изд. l. 4 редакция, с.176.
Тексты с похожим сюжетом
Celtic Folklore: Welsh and Manx. J. Rhys, 1901, Volume 2.
The Metrical Dindshenchas (Loch Ri)
Текст
В старые времена правил Мумой славный король Марид мак Карид. Было у него два сына, Экка и Риб. Экка был неугомонным, никому не подчинялся, и давал королю много поводов для недовольства. Однажды Экка сказал своему брату, что хочет оставить дом и сам завоевать себе земли в какой нибудь дальней части страны. Риб старался всячески отговорить его, но только и смог, что немного задержать Экку.
Наконец, Экка, подговоренный своей приемной матерью Эвли (Шлив Эвлин), собрал своих людей и вместе с ними, братом и Эвли покинул Муму. Их было десять тысяч, не считая женщин и детей. Устремив взор на север, они двинулись в путь.
Немного погодя, друиды Экки сказали, что не суждено им поселиться всем вместе, и у Прохода Двух Стоячих Камней они разделились. Риб со своими людьми пошли на запад и шли до тех пор, пока не достигли Маг Арвен. Фонтан воды вырвался из земли, заливая всё вокруг и они утонули. Большое озеро, образовавшееся там, с тех пор называется Озеро Риба (сейчас — Loch Rí, на реке Шэннон).
Экка продолжил путь на север, он и его люди шли не торопясь, пока не достигли Бру на Бойне, дворца Мак Инд Ока, где и решили сделать привал. Но даже не успев разбить лагерь, они увидели как к ним от Бру приближался высокий человек, Энгус Мак Инд Ок, сын Дейде и хозяин дворца. Он приказал им незамедлительно покинуть его земли.
Но люди сильно устали с дороги и не послушали его, они разбили лагерь перед дворцом, чем сильно разгневали хозяина Бру и в ту же ночь Энгус убил всех их лошадей.
На утро Мак Инд Ок опять вышел из дворца и сказал:
— Я убил ваших лошадей этой ночью и если вы не уйдет отсюда, то следующей ночью я убью вас.
— Много зла ты принес нам, убив лошадей. Без них мы не сможем уйти, даже если захотим. — ответил Экка.
Энгус дал им очень большого коня в полной упряжи. На него поместился весь скарб путников и когда они собрались уходить, он предостерег их:
— Не давайте этому коню останавливаться, так как если он остановится, то это станет причиной вашей смерти.
Они двинулись дальше, было это в воскресенье, в середине осени, в сентябре. Не делая остановок, люди достигли Равнины Серой Рощи, где и собирались остаться. Они собрались рядом с огромным конем, чтобы снять с него свою поклажу и каждый из них был занят своими заботами, следил за свои имуществом, поэтому некому было следить за конем и тот остановился. И под его копытами возник волшебный колодец.
Экка увидел колодец и испугался, вспомнив предостережение Энгуса. Он приказал построить дом на этом месте, а рядом возвести дворец, чтобы было проще охранять источник. Он выбрал женщину, чтобы та заботилась о колодце и всегда держала дверь запертой, кроме тех случаев, когда жители дворца приходили бы туда за водой.
Король Улада, Муридах сын Фихи Фидамнаса (который был внуком Конала Карны из Красной Ветви1) выступил против Экки, чтобы выдворить их с его земли. Но Экка достойно встретил врага, дал отпор и отвоевал себе половину Улада. После этого, его люди поселились на Равнине Серой Рощи.
Были у Экки две дочери: Ариу и Либан. Ариу была замужем за Курнаном Дураком, который бродил среди людей и предсказывал, что вода выплеснется из колодца и всех накроет озеро, призывал подготовить лодки.
Выходите, выходите храбрые мужи! Стройте лодки, быстро стройте!
Я вижу вздымающиеся волны, глубокий поток.
Я вижу вождя с войском, накрытых им,
И, увы, моя возлюбленная Ари тоже там. Не могу я её спасти.
Но Либан будет плавать на восток и запад,
Долгие века на краю океана,
У таинственных берегов и туманных островов,
На глубине в подводной пещере!
Он не пропускал никого, перед каждым встречным произносил эти строфы, но никто не слушал речей Дурака.
И вот однажды, женщина что сторожила колодец, забыла запереть дверь и злое волшебство вырвалось наружу. Тотчас вода хлынула на равнину, всю ее затопив, и появилось большое озеро, Озеро Рощи. Экка, вся его семья и все его друзья утонули, спаслась только его дочь Либан, Конанг и Курнан Дурак. Они похоронили Ариу и насыпали курган на этом месте, который известен как Карн Арин.
О Конанге больше ничего не известно, но что касается Курнана, то позже он умер от горя. Его похоронили в кургане, известном сейчас как Карн Курнан. Озеро Рощи зовется ныне Лох Нэкка (сейчас Lough Neagh, ст. ирл. Loch nEchach) в память о Экке, сыне Марида. Появление этого озера сильно повлияло на судьбы всех Ультонцев (название уладов, от латинского Ultonian, Ульстер), раскидав их по всей Эри.
Что касается Либан, так ее тоже смыло потоком, как и остальных, однако она не утонула, целый год она со своей собачкой жила под озером в комнате и Бог защищал ее от воды. К концу года девушка очень устала и когда она увидела как вокруг плавает и резвится крапчатый лосось, она помолилась и сказала:
— О, господь, хотела бы я стать лососем, чтобы плавать с остальными в чистом зеленом море!
Сказав это, она приняла форму лосося, только лицо и груди остались прежними, а её собачка превратилась в выдру, которая следовала за ней по пятам, пока она жила в море. И так Либан плавала от моря к морю целых триста лет, то есть со времен Экки сына Марида до Комгалла из Бангора2.
Однажды Комгалл послал Беока (это наверное святой Dabheog), сына Индли в Рим, чтобы тот обсудил с Григорием (Папа Григорий I Великий, 504 — 604 гг.) некоторые вопросы, касающиеся порядка и управления. И когда куррах Беока плыл по морю, то он и его команда услышали сладкое пение, доносящееся из-под воды. Пение было похоже на ангельское. Беок некоторое время слушал, а потом наклонился и спросил кто это поет и для чего.
И Либан ответила:
— Зовут меня Либан, дочь Экки сына Марида. И я пела эту песню, что ты слышал.
— Почему ты здесь?
— Триста лет живу я под водами моря, а явилась я сюда за тем, чтобы назначить тебе встречу. Теперь же я уйду на запад но я умоляю тебя, ради всех святых людей Даларадии3, приди в Инвер Олавра4, в этот же день, в конце года. Приходи со своими лодками и сетями, которыми ты и вытащишь меня из вод, что сделались мне домом. Передай мои слова Комгаллу и другим людям Бангора.
— Не сделаю я тебе такой милости, коль не одаришь ты меня в ответ, — сказал Беок.
— Чего же ты желаешь? — спросила Либан.
— Что бы похоронили тебя в одной могиле со мной, в моем собственном монастыре.
— Ты получишь желаемое.
Затем, Беок продолжил путь в Рим, а когда он вернулся, он рассказал Комгаллу и другим святым людям монастыря в Бангоре историю о русалке.
И вот настал конец года. Они приготовили сети и в назначенный день славная компания святых Эри отправились в Инвер Олавру.
Либан попалась в сети Фергуса из Милука5. Ее голова и плечи были как у девушки, а тело было как у рыбы. Лодка, в которой ее везли на берег, была заполнена морской водой, и она продолжала плавать. И многие приходили к ней, чтобы изумиться, глядя на ее странное тело и слушая ее историю.
Среди них был молодой вождь клана Хуа-Конанг в пурпурном плаще. Она пристально смотрела на него. Молодой вождь заметил это и сказал:
— Тебе нужен этот плащ? Я охотно отдам его.
Но она ответила:
— Нет, мне не нужен твой плащ. Просто он напомнил мне о моем отце Экке, он был одет в такой же пурпурный плащ в день, когда утонул. Пусть прибудет с тобой удача соизмеримая твоей доброте. И пребудет она с тем, кто займет твое место, твоего наследника будут узнавать на собраниях, без каких-либо расспросов.
После него подошел высокий смуглый свирепый на вид воин. Он убил ее собачку, что сильно опечалило Либан, и она сказала ему, что доблесть его самого и его племени должна покрыться позором из-за низменности их помыслов, и что они не смогут защищаться от разных напастей, пока не совершат покаяние постом.
Тогда воин раскаялся и предстал смиренным перед ней.
Затем вокруг нее поднялся спор, кому же она должна принадлежать. Комгалл сказал, что она его, поскольку ее выловили на его землях. Но Фергус возразил, так как она попала в его сети, а Беок заявил, что он имеет на нее право из-за обещания, которое она дала.
И поскольку они не могли договориться, то трое святых начали молиться и поститься, чтобы Бог вынес свой приговор, чтобы он показал кому должна принадлежать Либан.
Ангел явился к одному из них и сказал:
— Два диких быка завтра явятся сюда из Карн Арин, могилы сестры Либан. Запрягите ими колесницу и положите на нее русалку, и на чью землю они ее привезут, с ее хозяином она и останется.
На следующий день пришли быки и они сделали как было велено, и быки сразу привезли Либан в церковь Беока, Тях-да-Беок (Tec-Da-Beoc, наверное правильнее тут Tech Dabheog, “Дом Беока”).
Тогда святые дали ей выбор: умереть сразу после крещения и отправиться прямиком на небеса, либо продолжить жить в море, как она и жила, а потом, после всех этих долгих лет, вознестись на небеса. И Либан сделала выбор, выбрав смерть после крещения. После чего Комгалл крестил её, дав ей имя Мурген (Muirgein), что значит “Рожденная в море” или Мургельт (Muirgeilt), что значит “Русалка”. И поныне она причислена к святым девам, ее славят и почитают, как и предначертал ей Бог. Удивительные чудеса творятся с ее помощью в Тях-да-Беок.
Сноски
- Рыцари Красной ветви Ульстера были своего рода милицией на службе у монарха, процветающие в первой веке христианской эры, очень похожи на Фениев, которые появились позже. Их домом был дворец Emania, что недалеко от города Armagh, а получили они свое имя от одного из домов дворца, в котором они располагались, который назывался Craebh-ruadh, или Красная Ветвь. Наибольшую славу они сыскали при правлении Конора Мак Несса, короля Ульстера в первом веке. и Конал Карна, упомянутый в этом рассказе, был среди них одним из их самых прославленных чемпионов.
- Марид был королем Мунстера в начале ll века Христианской эры. Святой Комгалл, один из величайших святых ранней Ирландской церкви, жил в VI веке и основал монастырь Бангор в графстве Даун.
- Dál nAraidi, старое название для территорий, включающих в себя южную половину графства Антрим и часть Дауна (An Dún).
- т.е. inver, устье реки Олавра (Loch Ollarbha or Inbhear nOllarbha), Larne Water в Антриме. Тут какая-то путаница: и озеро и устье, на самом деле Лох Оларва это скорее узкая бухта. Рядом город Ларн, Latharna.
- Милук или Милик, название старого церковного заведения в графстве Антрим. See «Ecclesiastical Antiquities of Down, Connor, and Dromore» (с. 3), by the Rev. William Reeves, M.B., M.R.I.A.