Старина Мест (1991)

Перевод выношен по изд.: Rennes Dindsenchas/ Ed. W. Stokes//Revue celtique. 1895 -1896. XV — XVI. Это часть (из которой мы отобрали отрывки, сохранив нумерацию по Стоуксу) обширного корпуса преданий, известных под ключевым для ирландской традиции слоном senchas «старина». Dindsenchas значит «старина крепостей», однако, поскольку тематика преданий значительно шире, мы приняли название «старина мест». Диндсенхас существуют в прозаическом и поэтическом вариантах. Здесь выбраНы отрывки из первою, прозаического, сохранившегося в поздней рукописи из города Ренн, почему они и называются «Реннские диндсенхас». Поэтические диндсенхас изданы Е. Гвинном (Metrical Dindsenchas/Ed. Е. Gwynn. Dublin, 1903- 1935), они встречаются в более ранних рукописях, к примеру в «Лейнстерской Книге». Однако многие из прозаических преданий встречаются в виде вкраплений в сагах и являются Одним из древнейших элементов традиции. Они отразили почти весь комплекс факторов, определявших развитие ирландской культуры в христианское время, и содержат подлинные фрагменты древней мифологии, псевдоисторические предания, подчас окрашенные стремлением составителей (многих их поколений) к формированию традиции путем произвольных толкований и т. д.
Перевод: С.В. Шкунаев; 1991 г.

1. Темайр

Те-майр, говорил Амаргин, иначе крепость Tea, дочери, Лугайда, сына Ита, что была женой Гейде Оллготаха. Когда был он королем, слаще звуков арфы казался каждому в Ирландии голос другого, ибо воистину велики были в ту пору между ирландцами доброта и дружество. Оттого-то и почитаются валы Тары больше всех прочих, что был здесь первый уговор между мужчиной и женщиной в Ирландии — между Tea, дочерью Лугайда, и Гейде Оллготахом.

Иначе же Темайр, Тейпе-мур, валы Тепе, дочери Вахтера, короля Испании, что жила с Кантоном, сыном Катменна, короля Британии, пока не умерла вместе с ним. Гейтиурун, идол бриттов, был отдан ими в поручительство за то, что воротится она в Испанию живая иль мертвая. Оттого-то после смерти и перевезли туда ее тело, а вокруг могилы насыпали вал — Тейпе-мур. Увидела его Tea, жена Эремона, та, которой, когда прибыли они в Ирландию, были отданы все холмы, что только пришлись ей по нраву. И повелела она возвести на холме Темайр валы такие же, как у Тепе, и похоронить себя там. Потому и говорится Темайр.

Темайр, Друим Кайн, Лиатдруим, Катайр Крофинд, Друим Декин* — вот пять названий Тары.

*(В такою рода преданиях трудно адекватно перевести названия не зная, какая легенда может стоять за каждым из них: Друим Кайн «Прекрасный Хребет», Лиатдруим «Серый (седой, может быть, даже зеленый) Хребет», Катайр Крофинд «Крепость Кроваво-белая» или же «с Белыми Валами», Друим Декин не вполне понятно («Хребет…») На месте Тары (графство Мит) расположены ныне низкие холмы, у вершин которых сохранились остатки валов и других строений. Есть там могильные холмы бронзового века. Параллельные насыпи длиной чуть более 200 м традиционно отождествлялись со знаменитым медовым Покоем, о котором часто идет речь в сагах.)

Или иначе: Темайр от греческого слово теморио, что по-латински значит конспицио*. Ученые люди утверждают, что отсюда название того места, что зовем мы Темайр. О любом заметном и достославном месте, будь оно в доме, на равнине или еще где, можно сказать так. То же находив мы и в словах скотов — темайр на туате и темайр ин тойге, — которые, говоря об этом слове, приводит в своем Словаре Кормак**. Оттого и требует этот город лишь для себя того, что принадлежит многим***, но сейчас по праву носит он это имя, ибо нет во всей стране города досточтимее этого и король его владеет всем островом скотов.

*(Конспицио — «окинуть взором», увидеть».)

**(…в своем Словаре Кормак. — Речь идет об известном памятнике, созданном в X в. епископом Кормаком из Кашеля. Памятник содержит множество определений слов, ссылок на мифологические и легендарные предания. Сохранился в «Лейнстерской Книге» и «Желтой Книге из Лекана» (XII и XIV вв.))

***(…что принадлежит многим… — Слово «Темайр» весьма Часто фигурирует в названиях местностей, а в переносном смысле означает некую высшую степень достоинства.)

3. Рат Эса

Почему так называется Рат Эса?

А вот почему. Эса была дочь Эохайда Айрема и Этайн и приемной дочерью Мидира из Бри Лейт. Это она привела Мидиру по сотне голов каждого скота когда похитили Этайн у Эохайда из Фремайн. Никто не знал, кто похитил ее и куда увел, пока не сказал Кодал Кринкихех или, иначе, Кринкозах: «Мидир увел ее в Бри Лейт». Девять лет потом осаждал Эохайд Бри Лейт*, а Мидир противился ему. Когда ж победил Эохайд, привел ему Мидир в Бри Лейт трижды двадцать женщин, во всем похожих на Этайн, и сумел среди них Эохайд узнать свою дочь, что родила потом Мес Буахала, мать Конайре.

*(…осаждал Эохайд Бри Лейт. См. об этих событиях сагу «Сватовство к Этайн» и комментарии к ней.)

Отправился потом Эохайд к Мидиру потребовать назад свою жену и возмещение за содеянное. Вернул ему Мидир жену, а в возмещение дал проход через Мойн Ламрайге, лес на Брефнэ, чистое от камней место в Миде и тростниковые заросли в Тетба. Тогда спросил Эохайд свою дочь, какое место выберет она себе в Ирландии, и захотела та взять Рат Эса, откуда могла она видеть три чудесных зрелища: Сид ин Брога, Дума на Гиалл* в Таре и Дун Кримтайн в Этаре. Оттого и говорится Рат Эса.

*(Дума на Гиалл — речь идет о знаменитом и часто упоминаемом в традиции Холме Заложников в Таре. Традиционно связываемое с ним место, как обнаружилось в результате раскопок, является могильником раннего бронзового века.)

4 Чудесные места Бруга

Вот чудесные места Бруга.

Дом дочери Форанна. Могила Дагда. Стена Морриган. Могила Мата — из его голени вытекает Инбер Колпта. Дворец Кримтана Ниа Найр, что был там похоронен. Могила Федлимида Рехтмайра, Каирн Конна Кеткатаха. Могила Кайрбре Лифехайра. Очаг Фиаха Срайбтине и пр.

Вот история Бруга.

Во-первых, Ложе Дагда. Затем два Сосца Морриган. Место, где родился Кермайд Милбеойл, сын Дагда. Могила Боанд, жены Нехтана, сына Нуаду. Это она привела с собой собачку по имени Дабилла, отчего и называется так Кнок Дабилла. Холм Треска. Могила Эсклама, брегона Дагда, которая ныне зовется Ферта Патрайк. Гребень и Ларец жены Дагда, два холма. Могила Аэда Луйргнеха, сына Дагда. Пещера Буайлка Маленького. Могила Келлаха, сына Маэл Коба. Могила коня Кинеда, сына Иргалаха. Темница Лиат Махи. Глен ин Мата, которое, как говорят иные, было черепахой. Камень Буйде, сына Муйрида, место, где лежит его голова. Камень Бенна, место, где убили Мата, у которого было семь раз по двадцать ног и семь голов. Холм Костей Мата. Каменная стена Энгуса, сына Крундмаэла. Зрачок глаза Мидира и пр*.

*(Отрывок являет пример перечисления названий, за которыми стоят, к сожалению, неизвестные нам легенды.)

5. Инбер Айлбине

Почему так названо Инбер Айлбине?

А вот почему. Однажды Руад, сын Ригдонна, сын правителя Фир Муриг, собрал людей и на трех кораблях отправился встретиться со своим приемным братом, сыном короля Лохланна, что за морем. Когда добрались они до середины пути, встали корабли в море, словно держали их якоря. Тогда перелез Руад через борт своего корабля, дабы узнать в чем дело. Проплыл он под кораблем и увидел девять прекраснейших во всем свете женщин, которые по трое держали каждый корабль. Увели с собой женщины Руада и по одной ночи провел он с каждой из них на сухой земле или ложах из бронзы. И одна из них зачала от него, и тогда обещал Руад вернуться обратно, если будет ему удача в пути.

Потом приплыл Руад к дому своего приемного брата и оставался там семь лет, а потом отправился назад, но не выполнил своего обещания и поплыл прямо к Маг Муйриг. Взяли тогда женщины родившегося у них сына и отправились в погоню за Руадом в бронзовом корабле, но не смогли догнать его. Тогда убила женщина своего единственного сына и единственного сына Руада и швырнула его голову вдогонку Руаду. И сказали тут все в один голос: «Это ужасное деяние! Это ужасное деяние!» Оттого и говорится Инбер Айлбине.

7. Миде

Почему так названо Миде?

А вот почему. Миде, сын Брата, сына Деота, первым возжег в Ирландии огонь для потомков Немеда*. Шесть лет горел тот огонь, и были зажжены от него все главные огни Ирландии. Оттого и полагаются наследникам Миде мешок зерна и свинья от каждого жилища. И сказали тогда ирландские друиды: «Воистину недобрый дым** несет нам огонь, зажженный в этих краях». Потом созвали всех ирландских друидов в один дом и, как подсказал Миде, вырезали им всем языки, а он похоронил их в земле Уснеха. А потом уселся на них Миде, первейший друид и хранитель преданий Ирландии, а приемная мать его, Гайрех, дочь Гумора, сказала: «Воистину велик тот, кто сидит здесь сегодня ночью!» Оттого-то Уснех и Миде.

*(Миле, сын Брата главный друид людей Немеда, третьей волны переселенцев в Ирландию по традиционной псевдоисторической схеме. Огонь был зажжен на холме Уснеха, считавшегося центром, где сходились границы всех королевств Ирландии.)

** (…недобрый дым.- Здесь игра слов (mi-de «дурной дым»).)

13. Берба

Почему так названа Берба*?

А вот почему. Мехе, сын Морриган, имел в груди своей три сердца, покуда не убил его Мак Кехт на Маг Мехи, что звалась до той поры Маг Фертайги. Три змеи пронзали эти сердца — вот каковы они были. Если бы не выпала Мехе смерть, то выросли бы эти змеи и зачахло бы в Ирландии все то, что не погубили бы они сразу. Сжег Мак Кехт сердца Мехе на Маг Луатат и бросил их пепел в поток, отчего замерли его воды и погибло, вскипев, все, что в нем было живого.

*(Берба — река Бэрроу.)

А быть может, сжег он эти сердца на Ат Луайтрид. Оттого и говорится Берба, Маг Мехи и Ард Луайтрид.

15. Фафайнд

Почему так назван Фафайнд?

А вот почему. Были у Брокайда, сына Брока, что из галиойн Лабрайда Лойнгсеха, сын, Фафне филид, и дочь Айге. Мать его звали Либер, дочь Лота. Стали завидовать им люди и наслали на Айге духов, что превратили ее в оленя и пустили скакать по Ирландии. Раз выследили и убили ее охотники Мейлге, сына Кобтаха, короля Ирландии, но ничего от нее не осталось, кроме мешка с водой, который бросил король в реку, отчего и называется она Айге.

Тогда отправился к королю ее брат Фафне, дабы поношением отомстить за свою сестру. Три прыща вскочило у короля на лице от его песни. Тогда повелел Мейлге схватить Фафне, ибо не был он сам повинен в гибели Айге. И убили его на Фафайнд за поношение короля Тары и похоронили там, а перед тем пожелал он, чтобы холм этот вовеки назывался его именем. Оттого и Дума Фафайнд.

С горя утопилась тогда Либер в реке Либер, что зовется с тех пор ее именем, а Бракайд умер от немощи в Рат меик Брик.

18. Кармун

Почему так называется Кармун?

А вот почему. Однажды пришли из Афин три мужа, а с ними женщина, их мать. И были они тремя сыновьями Дибада, сына Дойрхе, сына Айнкеса, а их самих звали Диан, Дуб и Дотур. Имя их матери было Кармун.

Чарами, колдовством, и наговорами наводила порчу на всю Ирландию женщина, разбоем и грабежами уничтожали все ее сыновья

Так пришли они в Ирландию и стали творить зло Племенам Богини Дану, наводя порчу на все зерно острова. Недобрым делом показалось это Племенам Богини Дану, и тогда отправились Ай филид, сын Оллама, Криденбел шут, Луг Лэбах провидец и Бе Куйле колдунья пропеть против них заклинания и не отпускали до тех пор, покуда не прогнали всех троих за море. Оставили три брата свою мать, Кармуй, в Ирландии в залог того, что никогда не вернутся туда, и в придачу еще семь вещей, дабы не показываться в Ирландии, пока окружает ее со всех сторон море.

Между тем в горести умерла их мать и перед смертью просила Племена Богини Дану устраивать празднества у ее могилы* и вовеки называть их ее именем. Отсюда названия Кармун и Празднество Кармун, что устраивали Племена Богини Дану все время, пока были в Ирландии.

*(…празднества у ее могилы… Празднества и народное собрание в Кармун были центральным событием общественной жизни Лейнстера и происходили на праздник Лугназад (1 августа). На это время прекращались все распри и ссоры. Считалось, что первыми оплакать Кармун на это место пришли Племена Богини Дану, и с тех пор это событие воспроизводилось постоянно, причем игры, скачки входили в своего рода погребальный обряд. Каждые три года здесь в чтении преданий, саг, «старины», законов, наставлений правителей былых времен и т. д. воспроизводились важнейшие события прошлого и тем самым обновлялись и подкреплялись традицией основы общественного и природного порядка вещей, противоречия которых были как бы нейтрализованы на время праздника.)

Или иначе: Сен Герман отправился за семью коровами Эохайда Белбуйде, которые увел Лена, сын Месроэда. Матерью его была Уха, дочь Окса Ригкерта, что приходилась женой Мес Гегры, сыну Дата, короля Лейнстера.

Вместе с Леном угнали этих коров Сен, сын Дорба, Лохар Луат, сын Смираха, Гунайт, сын Суката, Алтах, сын Долба, и Мотур, сын Ларгаха. Разыскал своих коров Сен Герман у Рат Бек, что к югу от Дун меик Да То. Тогда лишили жизни Уху и ее спутниц, а с ними всех воинов, что угоняли коров. Привел Сен Герман свою скотину на Маг Меска, что зовется по имени Меска, дочери Бодб, которую увел Сен Герман из Сид Финдхада на Слиаб Монайд в Альбе. От стыда умерла Меска на этой равнине, и там вырыли ей могилу, могилу Меска, дочери Бодб. Напали там на Сен Германа четыре сына Дата и убили его, и вырыли там его могилу. А перед смертью просил он их устраивать Сход Плача у его могилы и вовеки называть это место его именем. Оттого Кармун и Сен Кармун.

Так и делали лейнстерцы по домам своим и очагам до времен Катайра Мор, что оставил это празднество лишь за своими очагами и потомками сына своего Роса Файлге и его родичами — Лайгси и Фотайрт.

Семь лошадиных скачек устраивали там и отводили неделю для законов и иных решений на год вперед*.

*(…на год вперед. По другим источникам, как говорилось, празднество имело место каждые три года.)

В последний день бывали скачки лошадей лейнстерцев из южного Габара, иначе людей Осрайге. И было место их короля справа от короля Кармуна, а короля Уи Файлге — слева. Так же сидели их жены.

Приступали они к празднеству на августовские календы и кончали его на шестой день и раз в три года, а два года готовились к нему.

И прошло от первого празднества до 42 года правления Октавиана Августа, когда родился Христос, пятьсот восемьдесят лет*.

*(…пятьсот восемьдесят лет. Пример типичной попытки согласования местной Градации с событиями мировой истории.)

Зерно и молоко обещано было лейнстерцам за устройство празднества, свобода от власти других королевств, герои и славные воины, добрые женщины, славное угощение в каждом доме, плоды, о каких только можно помыслить, и сети, полные рыбы из рек. А иначе суждена была им немощь, ранняя седина и юные короли.

19. Боанд

Отчего так называется Боанд?

А вот отчего. Раз отправилась Боанд, жена Нехтана*, сына Лабрайда, к сокрытому источнику, что был на склоне Сид Нехтайн. Каждый, кто бы ни подходил к нему, возвращался с вылезшими глазами, если только не был сам Нехтан или три его кравчих, которых звали Флеск, Лам и Луам.

*(…Боанд, жена Нехтана…- См. сагу «Видение Фингена» в настоящем издании.)

Как-то раз вознамерилась Боанд пойти к источнику испытать его могущество и сказала потом, что нет у него власти исказить ее облик. Трижды обошла она источник слева направо, и тут вырвались из него три волны и оторвали у Боанд бедро, руку и глаз. Тогда опозоренная бросилась она к берегу моря, а вода неслась за ней до самого устья Боанд. И была она матерью Энгуса, сына Дагда.

Или иначе: Бо назывался поток Сид Нехтайна, а Финд — река на Слиаб Гуайре, что, сливаясь, зовутся Боанд.

Дабиллой* звали ее собачку, отчего и Кнок Дабилла, как называется ныне Слиаб ин Котайг.

*(Дабилла — значение имени неясно.)

20. Нас

Отчего так зовется Нас?

А вот отчего. Король Ирландии Эохайд Гарб, сын Дуаха, призвал однажды ирландцев расчистить копьями, серпами и топорами Сайлле Куан в честь жены его, Тальтиу, дочери Магмора. Через месяц расчистили они равнину, что зовется ныне Оэнах Тайлтен*. И пожелал король узнать, все ли ирландцы пришли по его повелению. Ответил ему Бри Бруглас, гонец Тальтиу, что не было среди них трех строителей крепостей Ирландии — Наса, Ронка и Айлестара.

*(Оэнах Тайлтен — Народное Собрание Тальтиу. Это место, располагавшееся к северо-западу от Тары, традиционно ассоциировалось с уладским королевством, и празднество там носило по преимуществу военный характер. Тальтиу считалась дочерью одного из могущественных королей Фир Болг.)

— Убить их за это! — сказала Тальтиу.

— Нет уж, — ответил король,- пусть лучше будут они живыми, чем мертвыми, и строят крепости.

— Пусть будет так, — сказала Тальтиу, — и построят они для меня три крепости.

Тогда построил Нас крепость, что зовется сейчас его именем, и еще одну на наследство Ганда, сына Дела, и теперь она в королевстве Конхобара.

Ронк тоже выстроил крепость — Рат Руйнк у Дал Арайде, и еще одну на наследство Генанда, сына Дела, что теперь в королевстве Айлиля, сына Мата.

Выстроил крепость Айлестар на Слиаб Коллан, что зовется ныне Слиаб Лейтрех. Называется та крепость Рат Клуайн Алестар, построенная на наследство Сенганна, сына Дела, и стоит она в королевстве Койрпре.

Оттого и Рат Руйнк, Нас и Рат Алестайр.

Или иначе: Нас и Бои, две дочери Руадри, сына Кайте, короля бриттов, были женами Луга, сына Скал Балб*. Нас была матерью Ибека, сына Луга, и, когда умерла она, погребли ее в Нас. Вскоре от тоски умерла и Бои, и погребли ее в Кногба, отчего и само название**. И собрал тогда Луг ирландцев от Тальтиу до Фиад ин Брога, дабы каждый год оплакивали они женщин на августовские календы. Это и было собрание Луга, отчего говорится Лугназад, иначе празднование, поминание, память или игры Луга.

*(Скал Балб — отцом бога Луга считался Киан, прозывавшийся Скал Балб «Немой Дух».)

**(Имеется в виду Кногба, теперь Ноут (на северном берегу реки Войн) — «Холм Бои».)

29. Бенн Этайр

Почему так зовется Бенн Этайр?

А вот почему. Этар была женой Ганда, сына Дела, пятого короля Фир Болг — она первая умерла здесь от горя по своему супругу и была похоронена на Бенн Этайр.

Иначе: Этайр от Этара, сына Этгаха, зятя Мананнана. Умер он от любви к Айне и погребен на этом холме.

Почему были так названы Дун Бреа, Друим Инг, Ок Куаланн и Слиаб Леках?

А вот почему. Когда пришел в Ирландию Партолон*, был с ним Бреа, сын Сенбота, что первый построил на острове, дом, сделал котел и сразился один на один. Взял он себе Дун Бреа, и там погребли его.

*(Партолон — во главе с ним в Ирландию, согласно псевдоисторической традиции, приплыла вторая группа переселенцев, позднее погибшая от таинственного мора и не оставившая потомства. С именем Партолона и его спутников (как и с каждой другой группой) связываются изменения природного и социального облика страны: при нем были построены пять заезжих домов острова, родилось умение варить пиво, люди научились заключать законные сделки и т. д.)

Теперь об Ок Куаланн. Однажды Куалу и Инг, сын Дорб Гласа, дали сражение Кримтану Скиатбелу*, королю Лейнстера, и пал в нем Куалу. Положили его голову на холм, а камень, под которым она лежит, зовется Ок Куаланн. Инг пал на возвышенности, что зовется теперь Друим Инг.

*(Кримтан Скиатбел — мифический король Лейнстера, по преданию, поставленный у власти самим Эремоном.)

Теперь о Лекка. Когда отправились три сына Конменна, сына Конмака, три потомка Донн Деса*, накануне Самайна к Дому Дерга, дабы отнять Дом Да Дерга у Конайре, подошли они к Слиаб Леках. И сказал тогда Ломна Друт, чтобы каждый их них положил на горе по камню, дабы знали они свою силу и скольких потеряли в битве на возвратном пути. Там оставили они по камню на каждого убитого.

*(…три потомка Донн Деса… — Ср. традицию саги «Разрушение Дома Да Дерга» и комментарии к ней.)

Оттого и зовутся так Бенн Этайр, Дун Бреа, Друим Инг, Ок Куаланн и Слиаб Леках.

31. Paт Кнамроса

Почему так назван Рат Кнамроса? А вот почему. Был Мак Кехт воспитателем Ле Фер Флата, сына Конайре. Когда же случилось Разрушение Дома Да Дерга, вынес он мальчика и положил в углубление своего щита. Там разорвали и утопили его потоки жаркой крови героя и неистовый его натиск. Умер мальчик в Корра Эднеха, и нашел Мак Кехт в изгибе щита лишь пригоршню битых костей. Тогда вытряс он тут поток костей, а потом похоронил их. Оттого и говорится Кнамрос, поток костей.

О Кнамрос по-другому. Маэр, дочь Бреса из Беррамайн, полюбила Финда, сына Кумалла, и сотворила девять орешин Сегайса* с любовным приворотом внутри, и повелела Ибуйрне, сыну Дедоса, передать их Финду, и сказала, чтобы юноша расколол и съел их. «Нет,- ответил Финд, — ибо то не орехи мудрости, а орехи неведения, и не понять, для чего они, если только не для любовного напитка». Потом зарыл их Финд на глубину ноги в землю. Оттого и говорится Кнамрос.

*(…девять брешин Сегайса… — По традиции, источник по имени Сегайс располагался в потустороннем мире — Тир Тайрнгире, и вокруг него рос орешник. Орехи, падая в источник, вызывали на нем «пузыри мудрости». Источником тайного знания могли считаться сами орехи, которые, по поверью, иногда (раз в семь лет или в год) попадали в реку Бойн. Если смертному удавалось достать их, он немедленно превращался в провидца и филида.)

Или так: в битве при Кнамрос победил Бресал Белах Кайрпре Лифехайра и его сыновей, а с ними Фиаха Срайбтине и Эохайда Доймлена. Девять тысяч, девять сотен и девять человек потеряли они в сражении, и потоки костей их были принесены в крепость. Оттого и Рат Кнамроса.

35. Белах Конглайс

Почему так назван Белах Конглайс?* А вот почему. Глас был седьмым сыном Донн Деса и приемным сыном Этерскела Мор, короля Ирландии. Вырос он в Таре и был хозяином королевских собак Этерскела и Конайре. Когда же отправились его братья разбойничать с Ингкелом, вышел Глас со своими псами на равнину Тары, и там встретился ему дикий вепрь, что помчался от него на юг до этого самого ущелья. Там испустил он дух, а с ним собаки и сам Глас. Оттого и говорится Белах Конглайс.

*(Белах Конглайс — Ущелье Псов Гласа.)

Вот семь сыновей Донн Деса:

 Фер Гайр с острым взглядом,	 
 Фер Ле с острым слухом, 
 Фер Рогайн с мудрыми суждениями, 
 Ломна Друт с тайным знанием, 
 Фер Рогайр с геройскими сражениями, 
 Фер Гел со схватками один на один, 
 Фер Глас с псовой охотой.

39. Ард Лемнахта

Почему так прозвана Ард Лемнахта?

А вот почему. Однажды сразился Кримтан Скиатбел, король Лейнстеpa, с племенами Фидга и Фохман. А был каждый из них силой равен сотне. И не было спасения никому, кого они ранили, а их самих не брали ни острия, ни лезвия.

Тогда призвал Кримтан Скиатбел на помощь своим людям воинов круитни* и посулил им богатства племени Фидга, если выйдут они победителями. И сказал тогда Тростан**, друид круитни: «Пусть подоят в один ров трижды пятьдесят коров и опускают в молоко всякого, кто будет ранен людьми Фидга, дабы сделался он невредимым от яда их оружия. И да лишатся головы те из них, кто будет сражен».

*(…воинов круитни… — Имеются в виду пиктские племена. События эти известны по другим источникам, но историческую основу их определить трудно.)

**(Тростан — вариант имени (Друст, Друстан и пр.), к которому восходит имя средневекового Тристана.)

Так и было сделано. Вышел Кримтан победителем в схватке, а люди Фидга были повержены. Оттого и Ард Лемнахта, Молочный холм.

40. Лох Гарман

Отчего говорится Лох Гарман?

А вот отчего. Гарман Глас, сын Дега, был погребен здесь, и, когда рыли его могилу, вырвалось наружу озеро. Оттого и Лох Гарман. Братом его был Дэа, сын Дега, отчего и зовется Инбер Дэа в Крих Куаланн.

Иначе так: Гарман Гарб, сын Бойм Лекка, был утоплен Катайром в источнике Пуйрт Кэлранна, как назывался он прежде, и на этом месте вырвалось наружу озеро.

Три дня до Самайна и три для после того устраивал Катайр праздник Тары, и не бывало в эту пору ни воровства, ни убийства, ни наказания, ни вражды, ни похищения. Но раз похитил Гарман золотую диадему жены Катайра, когда были все воины хмельными. Ушел Гарман с королевской диадемой, а воины Катайра бросились за ним в погоню и настигли его у источника Кэлринд. Стали они топить его, а тогда вырвалось наружу озеро. Оттого и Лох Гарман.

От Слайнге, сына Дела, короля Фир Болг, называется река Слайне и Инбер Слайне. Так назвали озеро во времена Катайра, Как сказал он сам в Видении Катайра.

Однажды в начальную пору жизни увидел Катайр во сне дочь принимающего сотни людей, и была она хороша собой, одетая в пестроцветное платье. Дитя было в ее утробе. Восемь сотен лет оставалась она такой, а потом родила на свет мальчика, что силой превзошел свою мать в первый день своей жизни. Принялись они бороться, и не было ей спасения иначе как пройти сквозь своего сына. Холм встал тогда над их головами, и был он выше всех прочих холмов, и облака лежали у его вершины. Сверкающее, словно золото, дерево стояло на ней, и было оно таким высоким, что доставало до неба. Многозвучны были его листья, и редчайшие плоды его усеивали землю лишь только касался их ветер.

Тут проснулся Катайр и призвал своего друида, Бри, сына Байркида. Поведал ему король свой сон.

— Истолкую его я тебе, если получу награду, — сказал друид.

— Будет тебе все, чего пожелаешь,- ответил король.

— Девушка, — сказал тогда друид, — это река, что зовется Слайне, а цвета ее платья — это люди, искусные в множестве всяких ремесел. Принимающий сотни — это земля, что родит сотни разных плодов. Сын, что восемь сотен лет таился в ее утробе, — озеро, которому суждено при тебе родиться из вод Слайне. Осиливает сын свою мать, ибо в день, когда явится озеро, поглотит оно весь поток. Множество воинов на холме, ибо каждый из них желает испить из потока и озера. Огромный холм над их головами — власть твоя надо всеми. Золотое дерево и плоды его — ты, царящий над Банбой в величье. Музыка листьев его — речи твои, что хранят и направляют законы гойделов. Ветер, увлекающий с дерева плоды, — щедрость твоя в раздаче богатств и сокровищ. Теперь знаешь ты, о чем был тот сон, — сказал Бри.

41. Лох Дакаэх

Почему так названо Лох Дакаэх?

А вот почему. Дочерью Кикула Гликерглуна, сына Туатмара из Слиаб Адмор, была Дакаэх. Однажды пришел в Ирландию Кикул со своей матерью Лот Луамнах и женой Фуата Бэ Файл, и было с ним три сотни людей с одной ногой, одной рукой и одним глазом. Для того явились они, чтобы отнять Ирландию у Сыновей Миля*.

*(…у Сыновей Миля.- «Книга Захватов Ирландии» относит этих персонажей, прямо называя их фоморами, ко временам Партолона, который первый из всех переселенцев на остров столкнулся с ними в бою. Мать Кикула (Кихола) Лот описывается как ужасная великанша, чьи губы были на груди, а глаза сзади. Одноногость и однорукость, как и в других источниках, является отличительным признаком фоморов (как и некоторых других сверхъестественных существ).)

Была в ту пору Фуата тяжела, и, когда настал срок, родила она на свет слепую дочь, что назвали Дакаэх. Не мешкая, убежала она из дома своей матери, бросилась в озеро и утонула. Оттого и название Лох Дакаэх. Потом сразились пришедшие с Сыновьями Миля и все пали в битве.

46. Карн Уи Нейт

Почему так назван Карн Уи Нейт?

А вот почему. Брес, сын Элатана, сына Нета, того, что был сыном Нуаха, или того, что был сыном Ангада, испустил здесь дух. Сам Брес умер тут, ибо это он в правление Нехтана Баскайна или Нехтана Ламдерга наложил на ирландцев дань — с каждого дома молока для ста человек от безрогой бурой коровы или коровы какого иного цвета. Тогда опалил Нехтан коров Мунстера в огне папоротника, а потом обмазал их толченым льняным семенем, так что сделались они темно-коричневыми. И сделал он это по совету Луга, сына Этленна, и друида Финдголла, сына Финдамнаса. Потом сработали они три сотни коров из дерева с коричневыми бадьями вместо вымени, которые наполнили они черной болотной жижей.

Тогда явился Брес поглядеть, какова собой скотина и как станут ее при нем доить. Случился при этом и Киан. Выжали они тогда всю жижу, словно было это молоко. И лежал на ирландцах гейс подходить туда всем сразу, а на Бресе гейс пить то, что там надоили.

И все же, когда надоили ему три сотни мер красной болотной жижи, выпил он ее всю разом. Иные говорят, что семь дней, семь месяцев и семь лет не мог он ее из себя извергнуть и обошел всю Ирландию, ища исцеления, пока не добрался до этого кайрна, где он и умер. Потому и назван так Карн Уи Нейт.

47. Кротта Клиах

Почему так называется Кротта Клиах?

А вот почему. Клиах из Сид Байне был арфистом Смирдуба, сына Смала, правителя трех Росс. Однажды пошел он повидать Конкенн, дочь Буйдб из сида Фер Фемен. А быть может, имя ее было Байне. Целый год провел он на холме, играя на арфе, но таковы были чары сида, что не смог он подойти ближе к нему и заговорить с девушками. Не выпускал он из рук арфы, пока не разверзлась под ним земля и не появился оттуда дракон.

Оттого и название Лох Бел Дракон, по тому самому дракону, которого мать Тернока нашла здесь в обличье лосося, а Фурса* прогнал в озеро. И предречено, что восстанет этот дракон в день святого Иоанна в конце времен и опустошит Ирландию, мстя за Иоанна Крестителя. Оттого и Кротта Клиах, что в Мунстере.

*(Фурса — речь идет об одном из известных ирландских святых, отличившемся миссионерской деятельностью во Фландрии и Пикардии (первая половина VII в.).)

50. Темайр Луахра

Почему так названа Темайр Луахра?

А вот почему. Tea, дочь Лугайда, сына Ита, была женой Эрема, сына Миля, и досталась ей Темайр Луахра, Темайр Брега и все другие Темайр, сколько было в Ирландии*. Луахайр сама была цветущей долиной до времен сыновей Угайне, а быть может, до рождения на свет Конна. Ибо не иначе как в те времена излились реки Сиур, Эойр и Берба и озера Лох Риах и Лох Лейн в Луахайр. Тогда впервые увидели Биле Тортан, Эо Росса, Крэб Мугна и Крэб Дати**. И сказал об этом Финтан:

Луахайр вот, Луахайр и т. д.

*(…сколько было в Ирландии. — Темайр Луахра была второй по значению после Темайр Брег — Тары. Считалась иногда главным поселением Мунстера и резиденцией Ку Рои.)

**(…и Крэб Дати. — См. об этих деревьях, появление которых приурочено к рождению Конна Ста Битв, в саге «Видение Фингена», а также комментарии к ней.)

55. Лох Лейн

Почему так названо Лох Лейн?

А вот почему. Лен Линфиаклах, сын Байн Болгайг, сына Баннаха, сына Гламмаха, сына Гомера, был кузнецом из Сид Бодб. Он-то и жил в озере, мастеря сверкающие чаши для Фанд, дочери Флидас. И всякий раз, когда под вечер кончал он работу, то забрасывал Свою наковальню на восток к Индэойн на Десе до самого могильного колма. Три потока изливала Фанд на нее — поток воды, поток пламени и поток чистейших пурпурных камней. То же делал Неманнах, когда отбивал чашу Конхобара, сына Несс на севере. Оттого и назвали так Лох Лейн.

59. Синанн

Почему так названа Синанн? А вот почему. Однажды отправилась Синенд, дочь Лодана Лухарглана, сына Лера, из Тир Тайрнгире к Источнику Коннла*, что лежит под морем, дабы поглядеть на него. В этом источнике орешник и вдохновение мудрости, орешник искусства поэзии. В один час появляются его плоды, цветы и листья, а потом падают в источник и являют в нем королевский прилив пурпура. Тогда съедают орехи лососи, и сок орехов проступает у них на красном брюхе. Семь потоков мудрости извергаются из источника и падают обратно.

*(Источник Коннла — то же, что и источник Сегайс (…девять брешин Сегайса… — По традиции, источник по имени Сегайс располагался в потустороннем мире — Тир Тайрнгире, и вокруг него рос орешник. Орехи, падая в источник, вызывали на нем «пузыри мудрости». Источником тайного знания могли считаться сами орехи, которые, по поверью, иногда (раз в семь лет или в год) попадали в реку Войн. Если смертному удавалось достать их, он немедленно превращался в провидца и филида).)

Пошла туда Синенд искать вдохновения, ибо кроме него не желала ничего более. С течением поплыла она и добралась до Линн Мна Фейле, иначе Бри Эле, но источник покинул свое место, и плыла она за ним дальше до самого устья реки Тарркайн. Там захлестнул он Синенд и повернул спиной вверх, так что познала она вкус смерти, когда добралась до берега Синанн. Оттого названия Синанн, Лин Мна Фейле и Тарркайн.

62. Маг Айдни

Почему так названа Маг Айдни?

А вот почему. Айдне был сыном Аллгуба, сына Эйтрела, он первым зажег лагерный огонь для сыновей Миля. Только и надо было ему для того потереть руки, ибо оттого сразу сыпались искры из его суставов. И были они такими большими, словно дикие яблоки в пору урожая. И был он двадцать первым из тех строителей крепостей, что привели с собой в Ирландию Сыновья Миля, дабы построили они все их крепости. Это он расчистил для себя эту долину и там умер. Оттого и назвали ее Маг Айдни.

65. Рат Круахан

Почему так названа Рат Круахан?

А вот почему. Круаху, иначе Крохан Кродерг, была служанкой Этайн, что убежала с Мидиром из Бри Лейт от Фреманна из Оэнах Энгуса. Возлюбленной же Мидира была Синех из Сид Круахан, и вот раз отправился он поговорить с ней и оставался у Синех до исхода девяти дней. Решила тогда Этайн, что сид этот во владении Мидира.

— Это ли твое жилище? — спросила его Этайн.

— Нет, — отвечал Мидир, — мой дом ближе к восходу солнца.

— Ответь же,- спросила тогда Крохан, — что проку нам в этом сиде и этой долине?

— О Крохан, — сказал Мидир, — в награду за твой приход будет у нее твое имя. Потом отправился Мидир к Бри Лейт, который разрушал тогда Эохайд Айрем.

Это начало сватовства к Этайн. Это предание о Рат Круахан.

70. Маг Мукриме

Почему так называется Маг Мукриме?

А вот почему. Случалось являться к Айлилю и Медб стаду чудесных свиней из пещеры Круаху, и наводили они порчу на поля и молоко ирландцев. Никогда не могли люди пересчитать их или оглядеть всех разом. Пришли тогда Айлиль и Медб к Фрехмагу, чтобы устроить на них охоту, и гнали свиней до Белах на Ферт. Там поймала одну из них Медб за ногу, что осталась в руке ее только шкура свиньи. В этой долине пересчитали их. Оттого и Маг Мукриме.

73. Лох Нейл

Почему так названо Лох Нейл?

А вот почему. Ниал, сын Энна Айгнеха, сына Энгуса Турбеха из Тары, был главарем разбойников Ирландии в правление Конала Кромдерга, сына Лабрайда. Однажды отправился он по следу свиней Дребренна, что явились из сида Колломайр. В Дайре Тарбга нашел он их, и погнали свиней псы и люди через всю Маг Ай, что зовется так по имени пса Энна Айгнеха, пока не приблизились они к озеру, где утонули Ниал и его псы. Оттого и название Лох Нейл.

74. Лох Кон

Почему так названо Лох Кон?

А вот почему. Однажды сошлись стая псов Мананнана, сына Лира, и стая псов с Мод, дабы изловить свинью, что опустошала края Островов Мод. Если бы не поймали ее собаки, то протянулась бы за свиньей пустошь до самой Альбы. Перед носом собак бросилась она в озеро, а собаки навалились друг на друга, и всех их утянула свинья в воду. Ни одной из них не осталось в живых, все они утонули. Потом вышла свинья на остров, что лежит в этом озере. Оттого и Лох Кон, Озеро Псов, и Мук Инис.

81. Эсс Руад

Почему так назван Эсс Руад? А вот почему. Аэд Руад*, сын Бадурна, короля Ирландии, утонул здесь, глядя на свое отражение в воде и плавая в потоке. Оттого был он назван Эсс Руад. На берегу потока его сид, Сид Аэда.

*(Аэд Руад — явно мифологический персонаж, скорее всего тождественный Дагда, который нередко звался Руад Рофесса. По другим источникам, Дагда иногда назывался Аэд Аллайн из Эсс Руад. С этим местом связывалось также пребывание лосося мудрости.)

Иначе же так: избрала себе Руад, дочь Мане Милскота, сына Донн Деса, что приплыла с Маг Маэн, Аэда. Приплыла она в бронзовой лодке поэта Абкана, и была у нее Ирландия по левой руке. Когда же отправилась она с Гаэтом, сыном Гаэс Глана, на празднество Людей Фидга, подняла девушка на лодке оловянный парус и подплыла одна к устью реки. Увидел ее Аэд со своего места, но не знал, кто она такая, а Руад не ведала, к какой земле приплыла. В устье реки услыхала она волшебную музыку, которой никому не доводилось слышать до той поры, и сказала:

— Нету чудеснее устья реки во всей Ирландии!

И погрузилась она от той музыки в сон, и упала за борт своей лодки, и утонула. Оттого и говорится Эсс Руад.

А быть может, и от Аэда Руада, сына Бадурна, короля Ирландии, что обманом лишил своего воина награды и обрушил на него звезды видимые и невидимые. И тогда призвал воин против короля своих поручителей — море и ветер, солнце и воздух, и небеса* — и великим солнечным жаром понудил короля войти в воду. Эсс Дуинн, по имени Донна, сына Дубана, сына Биле, назывался тот поток прежде, пока не утонул в нем Аэд чудесною волею моря и сильного ветра. Оттого и говорится Эсс Руад.

*(…и небеса… — Клятва этими стихиями и призыв их в поручители часто встречаются в кельтской традиции.)

85. Маг Слехт

Почему так названа Маг Слехт?*

*(Маг Слехт — долина вокруг Балимагоран, графство Каван.)

А вот почему. Стоял там величайший из идолов всей Ирландии, что назывался Кром Кройх*, а вокруг него были двенадцать каменных идолов. Сам же он был из золота, и почитали его как божество все народы, что захватили Ирландию до прихода Патрика. По обычаю, подносили ему первые плоды и перворожденных любого семейства. Раз пришел к Кром Кройху король Ирландии Тигернах, сын Фоллаха, со всем множеством мужей и женщин Ирландии, дабы почтить его. И простерлись они все перед ним, так что лопнули их лбы, переносицы, колени и локти, и погибло там три четверти всех ирландцев. Отсюда и Маг Слехт.

*(Кром Кройх — иначе Кром Круах, «Кровавый». В поэтических диндсенхас говорится, что жертвы ему приносились для того, чтобы обеспечить в достатке молоко и зерно. По преданию, св. Патрик сотворил чудо, так что главный идол повернулся и отворотил свой лик от Тары, а двенадцать других (стоявших по три с каждой стороны) погрузились в землю по самую шею.)

88. Карн Фурбайде

Почему так назван Карн Фурбайде и Этне?

А вот почему. Этне, дочь Эохайда Фейдлеха, жена Конхобара, сына Несс, приходилась матерью Фурбайде. И сказал друид Клотру, другой дочери Эохайда Фейдлеха, что погибнет она от руки сына своей сестры. Отправилась тогда Этне с востока в Круахан, дабы родить там, но опередил ее Лугайд Сриаб Дерг, сын Клотру, и утопил Этне в реке, что зовется теперь ее именем. Потом вырезал Лугайд из ее утробы сына, что звался Фурбайде Фер Бенн, оттого что два рога были у него на висках. Семнадцать лет сравнялось ему в пору Похищения Быка из Куальнге. Отправился он тогда отомстить за свою мать, и пала Клотру от его руки. Пустился Лугайд в погоню за Фурбайдом и убил его на вершине Слиаб Уйленн и поставил там каирн, по одному камню на каждого, кто был с ним. Отсюда и название Карн Фурбайде и Этне, а Слиаб Уйленн зовется по имени Уйленна Фебардерга, сына Финда, внука Байскне, что нашел там свою смерть.

90. Маг Ита

Почему так названа Маг Ита?*

*(Маг Ита — возможно, долина реки Финн в графстве Донегал.)

А вот почему. Ит, сын Бреогана, был первым из Сыновей Миля, что открыл Ирландию, и убили его Племена Богини Дану, ибо не желали уступать ее Сыновьям Миля. Случилось это, когда пришел он к Айлех Нейт и молвил:

— Пристало вам порешить с нами дело миром. Воистину хорош этот остров, ибо вдоволь тут меда и рыбы, желудей и зерна. Не случается здесь сильной жары или холода.

Тогда сговорились вожди Племен Богини Дану и убили его на той долине. Отсюда и Маг Ита.

91. Айлех

Почему так назван Айлех?*

*(Айлех — от ail «камень, скала» и ech «лошадь».)

А вот почему. Айлех от айл и эх, ибо лошади везли камни, из которых был он сложен для Фригриу, сына Рубне Руада, сына Дидола из Фоморов с Фер Фалга. Байне была его дочь. Тайрберт слуга, а Бернас сын. Отсюда и Айлех Фригренн, Кнок Байне, Снам Майги Тайрбирт и Бернас Тире Аэда.

Иначе же так: Айлех от айл, камня, что поднял Коррхенн из Круаху для могилы Аэда, сына Дагда, после того как убил его. Не позволил Дагда лишить за это Коррхенна жизни, а повелел ему нести тело на спине, покуда не разыщет он камня не меньше того в длину, дабы поставить его на могилу. Так с телом на спине обошел Коррхенн всю Ирландию, покуда не нашел подходящего камня у Лох Фебал. Поднял он его на плечи и принялся приговаривать:

— Ах, ах, твой камень, погибну я от него! — Воистину должно зваться этому месту Айл — ах.

В этот миг испустил Коррхенн дух. Отсюда и Айлех. Потом отдал Дагда Айлех Нету, брату своего отца, и жене его Немайн*. Потому и говорится Айлех Нейт.

*(Немайн и супруг ее Нет — боги битвы и разрушения.)

И поставлен он был во времена Авраама, сына Тера.

Иначе же так: из Британии пришел Фригриу, сын Руба Руада. Был он ремесленником у Фубтайре, правителя Альбы, и бежал в Ирландию с дочерью его по имени Айлех. Тогда пустился Фубтайре в погоню за своей дочерью, но король Ирландии защитил их и дал девушке место, где сейчас Айлех. Там выстроил ей Фригриу дом из красного тиса, что изукрашен был золотом и серебром, медью и драгоценными камнями, так что светло было в нем и днем и ночью. Потом отдали девушку на воспитание и говорили, что была она приемной дочерью мастера. Потом стала она женой Эоху Доймлена и матерью трех сыновей по имени Коллас. В ту пору правил в Ирландии Фиаха Срайбтине*. Потому так и назван Айлех Фригренн.

*(Фиаха Срайбтине — по традиционной хронологии, правил Ирландией с 286 по 322 г. О трех братьях по имени Коллас (Айргиалла — так назывались племена, которые несколько ранее описываемого здесь времени распространили свое господство на половине территории Улада сразу же вслед за падением могущества и самостоятельности северного королевства. По легенде, их предками были три брата по имени Коллас, происходившие от королевского рода из центра страны. Название их «айргиалла» — производное от слова «заложник» и значит что-то вроде «подчиненные, дающие заложников». В названии отразился факт их собственного подчинения потомкам сына Ниалла Девяти Заложников, Эогана, основателя королевской династии Айлеха, что видно и на примере данного отрывка). Они считались предками многих благородных родов Ирландии и Шотландии. Эоху Доймлен был сыном Каирпре Лифехарн.)

94. Ард Маха

Почему так названа Ард Маха?*

*(Ард Маха — теперь Арма; находилась в двух милях от столицы уладов Эмайн Махи. История Трех Мах, которая в более развернутом виде есть в других источниках (см. «Похищение Быка из Куальнге», и сагу «Недуг уладов»), была использована Ж. Дюмезилем для иллюстрации на кельтском материале своей теории трех функций. Первая Маха, жена Немеда (от nemed «сакральный»), главы третьей группы переселенцев в Ирландию согласно псевдоисторической традиции, представляет первую функцию — сакральную. Вторая Маха — воительница по преимуществу, по преданию, пряжкой, снятой со своей шеи, очертила границы Эмайн, дабы плененные ею пять сыновей Диторба могли возвести валы крепости. Наконец, Маха, супруга крестьянина, соревнующаяся в беге с королевскими конями, представляет третью функцию.)

А вот почему. Испустила здесь дух Маха, жена Немеда, сына Агномана, и была похоронена в той долине, двенадцатой, что расчистил Немед и отдал своей жене, дабы стала она наречена ее именем. Оттого и Маг Маха.

Иначе же так: Маха, дочь Аэда Руада, сына Бадурна, та, которая очертила границы Эмайн, была похоронена здесь, когда лишил ее жизни Рехтайд Ригдерг. Собрание Махи происходит здесь с той поры, чтобы оплакивать ее.

Иначе же так: Маха, жена Крунда, сына Агномана, пришла на эту равнину, чтобы помериться силами в беге с конями короля Конхобара, ибо сказал ее муж, что никто не сможет обогнать ее. И была его жена в ту пору тяжела. Попросила она отсрочки, покуда не разрешится от бремени, но не согласился на это король. Тогда побежали они и опередила всех Маха, а когда добежала до конца поля, родила мальчика и девочку — Фир и Фиал их имена — и сказала, что отныне будут улады мучиться словно в родах всякий раз, когда падут на них испытания. Оттого-то и нападала на них немощь и не отпускала девять дней, и длилось это от правления Конхобара до правления Маэла, сына Рохрайде*. Говорят, что была эта женщина Гриан Банкуйре**, дочь Мидира из Бри Лейт. После того испустила она дух, и погребли ее на Ард Маха, и оплакали, и поставили могильный камень. Оттого и Ард Маха.

*(…до правления Маэла, сына Рохрайде. — По другим источникам, недуг уладов мог продолжаться гораздо дольше, чем девять дней.)

**(Гриан Банкуйре — grian значит «солнце», и здесь мы попадаем в еще далеко не проясненный, но несомненный для ирландской к общекельтской традиции мир ассоциаций «солнечной богини» и конской символики. Она существенна для образа Этайн Эхрайде (см. сагу «Сватовство к Этайн»), жившей в «солнечном покое», и многих других традиционных персонажей.)

99. Тальтиу

(Тальтиу — совр. Телтаун в графстве Мит (Оэнах Тайлтен — Народное Собрание Тальтиу. Это место, располагавшееся к северо-западу от Тары, традиционно ассоциировалось с уладским королевством, и празднество там носило по преимуществу военный характер. Тальтиу считалась дочерью одного из могущественных королей Фир Болг).)

Почему так названа Тальтиу?

А вот почему. Женой Эоху Гарба, сына Дуаха Теймина, была Тальтиу, дочь Магмора. Этот Эоху построил Крепости Заложников в Таре. И была она приемной матерью Луга, сына Скал Балб. Попросила она своего мужа расчистить для нее Лес Куана, дабы смогли люди собираться вокруг ее могилы. И умерла она в начале августа, а Лугайд собрал у могилы людей, что оплакивали ее как должно. Оттого и говорим мы Лугназад.

Случилось все это за пятнадцать сотен лет до рождения Христа, и, пока не явился в Ирландию Патрик, не бывало такого короля, который бы не собирал людей у могилы Махи. От прихода же Патрика до Черных Празднеств Доннхада, сына Фланда, сына Маэлсех-лайна*, было там всего пять сотен собраний.

*(…до Черных Празднеств Доннхада, сына Фланда, сына Маэлсехлайна… — Доннхад был королем Ирландии с 918 по 942 г. Возможно, речь идет о празднестве 925 г., нарушенном вмешательством Муиркретаха, сына Ниалла.)

Три гейса лежали на Тальтиу: гейс смотреть на нее через левое плечо, гейс проезжать по ней, не сойдя на землю, и гейс что-нибудь бросить на ней без нужды после захода солнца.

Оттого и говорится Оэнах Таилтен.

101. Слиаб Каллан

Почему так названа Слиаб Каллан?*

*(Слиаб Каллан — теперь Сливе Галлион, гора в графстве Лондондерри.)

А вот почему. Прозывался Калланом сторожевой пес Буйде, сына Буайне, сына Форгамайна. Когда начинал Донн Куальнге прежде срока покрывать подле себя коров, принимались они с псом драться из-за коров. И однажды убил его бык. А быть может, ярился пес, когда угоняли скотину, и достались ему со всех сторон могучие удары да удар Донна Куальнге, что сразил его у горы. Оттого и говорится Слиаб Каллан.

Вот вся правда про того пса. Был он щенком Даэла, пса Келтхайра, и нашли его в черепе Конганкнесса*, ибо лежали там три пса — тот, что был потом с кузнецом Куланом, пес Келтхайра и пес Мак Да То. Пятнистым, черным и серым были они, как о том говорят.

*(Конганкнесс («с роговой кожей», «с панцирем»?) — сын Дедада, мифологический персонаж, иногда считавшийся братом Ку Рои. Конганкнесс был убит Келтхайром, сыном Утехайра, и из его черепа появились три пса, Одного из которых (пса кузнеца Куланна) убил Кухулин, получивший так свое имя (см. «Похищение Быка из Куальнге»).)

108. Лусмаг

Почему так названа Лусмаг?

А вот почему. Принес сюда Диан Кехт понемногу от каждой лечебной травы и растер их в источник Слайнге, что в Ахад Абла* к северо-западу от Маг Туиред, где случилась великая битва между Племенами Богини Дану и Фоморами. И всякий из Племен Богини Дану, кто ложился в эту воду с травами, поднимался потом невредимым и излеченным от своих ран. Оттого и назвали то место Лусмаг, Долина Трав.

*(Слайнге — или Слайне — источник, который традиционно располагался в потустороннем мире (след этого представления в названии Ахад Абла — «Яблоневое Поле», одна из устойчивых характеристик потустороннего мира, ср. Эмайн Аблах). О травах Диан Кехта см. сагу «Битва при Маг Туиред«.)

109. Бенн Кодайл

Почему так назван Бенн Кодайл?

А вот почему. Кодал Коркихех был приемным отцом Эриу, чьим именем назван Инис Эрин*. На том холме кормил он свою приемную дочь, и всякая пища, что давал он ей, поднимала под ними холм. И сказала тогда Эриу своему приемному отцу:

*(Инис Эрин — с именем королевы Эриу (см. отрывок из «Книги Захватов Ирландии». ) связано как название самой Ирландии, так и название маленького островка неподалеку от побережья графства Дублин.)

— Поднялась я так высоко, что солнце обжигает меня и ветер копьями пронзает наши уши. Не скажи она так, рос бы и дальше тот холм, покуда не ушла бы в него вся Ирландия. Когда же кто из наследников Эриу ест пищу Кодала, будь то мясо, рыба иль птица, прибывает его сила и мужество. Оттого и Бенн Кодайл.

110. Тлахтга

Отчего так назван Тлахтга?*

*(Тлахтга — теперь Холм Уорд в графстве Мит, неподалеку от Тары. Здесь также устраивались народные собрания и празднества, причем в системе символических связей Тлахтга соотносилась с королевством Мунстер (Уснех — с Коннахтом, Тальтиу — с Уладом и Тара — с Лейнстером), поэтому характерно, что имя этому месту дала именно Тлахтга с ее познаниями в тайной науке. Церемонии в Тлахтга происходили на Самайн и были связаны с празднеством Тары, подтверждавшим незыблемость царского достоинства и обеспечивающим нейтрализацию тех сил потустороннего мира, которые символически олицетворял собой юг и королевство Мунстер.)

А вот отчего. Была Тлахтга дочерью Мог Рута, сына Фергуса, и похитили ее три сына Симона Мага, когда отправилась она со своим отцом научиться всей тайной премудрости мира. Это она сделала для Триана Крутящееся Колесо, Камень Феркарту и Стоячий Камень в Кнамхойл. Убежала она с востока, взяв с собой два сокровища, и добралась до холма Тлахтга. Там родила она трех сыновей — Дорба, отчего и Маг Дойрб, Кума, отчего Маг Кума, Муаха, отчего Маг Муайх*. И пока не забудут в Ирландии эти три имени, никогда не падет на нее месть чужеземцев. Оттого и говорится Тлахтга.

*(…отчего Маг Муайх. — Как отмечает комментировавший этот пассаж У. Стоукс (Указ. соч., т. 16, с. 61), эти имена и связанные с ними местности теперь забыты, и потому Ирландия стала жертвой вторжения чужеземцев.)

111. Маг Брег

Отчего так названа Маг Брег?

А вот отчего. Брега был старшим из детей Бреогана, и это он расчистил равнину от деревьев, отчего и стала она зваться его именем.

Иначе же так: Дил, дочь Лугманайра, убежала из земли Фер Фалга вместе с Тулхайнде, друидом Конайре. А случилось так, что в тот самый час, как она родилась, отелилась одна корова. Превыше всего другого полюбила девочка того теленка оттого, что родился он с ней в одно время, и не мог Тулхайнде ничего поделать, пока не оставил теленка расти вместе с ней. Между тем был он в дружбе с Морриган, и раз попросила она его привести скотину на Маг Болгайде, ибо так звалась прежде эта равнина. Полюбилась она Брега, быку Диле, и стала зваться его именем. Оттого и Маг Брег.

113. Одрас

Почему так названа Одрас?

А вот почему. Одрас. звали дочь Одарнатана, сына Лайме, сына Луайдре, и была она хозяйкой дома у Бухата Буазаха*, что сам был владельцем скота у Кормака, внука Конна. Раз шла она со скотиной за своим мужем, и приблизилась к ней Морриган, ведя с собой быка Латмуйне. Слемуйн звали его, и покрыл он одну из коров Одрас. Потом погнали быка на восток из Тары, но остановился он у Фроэх Ойренд и стал там пастись. Отсюда и название Фроэх Слемна. Увела его Морриган прочь оттуда и загнала вместе с коровой в пещеру Круаху. Вместе со своей служанкой по имени Када отправилась за ними Одрас, но умерла та у Куйл Када. Дальше по следу быка пошла Одрас и оказалась у сида Круаху. Напала на нее дремота у Дубовой Рощи Фалга, но разбудила ее Морриган и пропела над ней заклинания, и превратила ее в поток, что впадает в реку, текущую на запад от Слиаб Бодбгнэ. Оттого и Одрас.

*(Бухат Буазах — см. сагу «Песни Дома Бухета»)

115. Керна

Почему так названа Керна?

А вот почему. Керниам звали хозяина здешнего сида. Оттого и говорится Керна.

Иначе же так: Керна, т. е. «множество героев», ибо здесь погребают героев Бреги и восточной части Миде*, среди которых к тому же и Керна Касс, сын Кайрпре, сына Этайн, и его отец. Из-за великого множества вождей и героев и говорится Каэр ниад.

*(…и восточной части Миде… — В исторические времена (с VII в.) центральная часть страны была поделена на два главных королевства: Миде на западе и Брега на востоке. Начиная с VIII в. королевство Миде начало усиливаться и постепенно распространило свое влияние на восток, так что Миде стало единственным употребительным названием для всей этой территории. Данный пассаж говорит о еще не забытом разделении двух королевств.)

117. Ирарус

Почему так назван Ирарус?*

*(Ирарус — ныне, возможно, Орис в графстве Уэстмит.)

А вот почему. Птицы Байле налетели на Кайрпре Лифехаря у Рат Кайрпри. «Сюда, сюда!» — кричали две из них. «Иду, иду!» — отвечали им другие. Так семь раз по пятьдесят ночей мучили они его и настигали повсюду, где бы по всей Ирландии ни случалось остановиться Кайрпре. И были эти птицы четырьмя поцелуями Мак Ока, что превратил он в птиц, дабы стали они насмехаться над благородными ирландцами.

Рассказал об этом Кайрпре своему друиду Бикне.

— Откуда кричат они? — спросил друид.

— С той части неба, что между мной и восходом, — ответил Кайрпре. Собрали тогда друиду по одному дереву из каждого леса Ирландии, но не мог он еще пропеть заклинания, покуда не принесли ему дерево из Леса Фросмуйне. Когда же пропел он над ним заклинание, поднялся бересклет выше всех лесов Ирландии и изловил птиц своими ветвями, так что не случалось им больше потешаться над Кайрпре.

— Высок и благороден этот бересклет, о Бикне! — сказал Кайрпре. — И пусть это место так впредь и зовется «Высокий бересклет»! Так и повелось в роду Кайрпре, что, когда не могли ирландцы решить, что им делать, надобно было отведать в этом месте молока, плодов, желудей, зерна или рыбы. Оттого и название Ирарус.

125. Трайг Туйрбе

Почему так назван Трайг Туйрбе?*

*(Трайг Туйрбе — возможно, теперь Тарвей на северном побережье графства Дублин.)

А вот почему. Владел им Туйрбе Трагмар, отец Гоббана кузнеца*. С Тулах ин Бела случалось ему бросать свой топор в волны, и накладывал он на них запрет, так что не могло море хлынуть через топор. Никому не ведомо, откуда он родом, если только не был он один из тех, кто бежали из Тары от Господина Многих Ремесел** и живут ныне в Димрай Брег. Оттого и Трайг Туйрбе.

*(Гоббан кузнец — чудесный мастер, имя которого производное от имени Гоибниу из Племен Богини Дану. Считался современником св. Молинга и в некоторых житиях святых выступает искусным строителем храмов. Персонаж многих легенд и сказок кельтского фольклора Нового времени.)

** (Господин Многих Ремесел — бог Луг. Какая легенда здесь подразумевается, осталось нам неясным.)

126. Бри Лейт

Почему так назван Бри Лейт?

А вот почему. Лиат, сын Келтхайра Куаланда, был воистину прекраснейшим из обитателей сидов Ирландии. Полюбил он Бри Бруакбрек, дочь Мидира Великих Деяний, сына Индиу, сына Кехтаха. Пошла Бри с девушками к Ферта на Инген, что подле Тары, дабы повидать любимого. Пошел туда и Лиат со своими юношами и оказался у Тулах на Иармаитриги. Но не могли они приблизиться друг к другу из-за людей, что метали камни из пращей на холме Мидира. Воистину, словно рой пчел в ясный день летали там в разные стороны камни. Попал один из них в Кохлана, слугу Лиата, и сразил его насмерть.

Оборотилась тогда девушка к холму Мидира, что теперь Бри Лейт, и разорвалось у нее сердце в груди. И сказал тогда Лиат: «Хоть и не стала моей эта девушка, будет она носить мое имя». Оттого Бри Лейт и Динд Кохлайн.

128. Лох Андинд и Лох Уайр

Почему так названы Лох Андинд и Лох Уайр?*

*(Лох Андинд и Лох Уайр — теперь Лох Энелл в графстве Уэстмит и Лох Оуэл в графстве Уэстмит.)

А вот почему. Айндин Оах и Уар Этарках были два сына Гумойра, что из королей Фир Болг. Вели они род от Греков, Грека, сына Понта, и Данауса, сына Понта*, что предок всех Фир Болг. Одолел один род другой и отнял у него сладкую воду, ибо дается в землях греков власть отводить ее. Наложили на тех людей тяжкую повинность — таскать кожаными мешками** землю на голые скалы, пока не насыпят они ее на семь локтей.

*(…сына Понта… — Еще одна из многочисленных попыток привязки легендарного прошлого Ирландии к мировой традиции.)

** (…таскать кожаными мешками… Традиционное объяснение названия Фир Болг от bolg — «мешок». В действительности оно скорее всего происходит от bhelg — «надувшиеся», «бешеные». Происхождение этого названия не прояснено.)

Тогда сшили они из кожаных мешков лодки и бежали от злой власти в Ирландию, где не селились иначе как у чистых озер. Взяли себе Айндин и Уар по озеру на севере и на юге, и ни одно из них не было больше другого. Там и умерли они каждый у своего озера, отчего и зовутся они их именами.

129. Друим Суамайх

Почему так назван Друим Суамайх?

А вот почему. Суамах, сын Самгуба, был приемным отцом и сказителем Кормака Конд Лонгаса, сына Конхобара, а Кайндлех, дочь Гейм Гелта, сына Родба, сына Туаха Туйле из рода Конала Конданкнеса, приходилась ему приемной матерью. В ту пору когда отправился Кормак* на восток из Круахан Ай, дабы сделаться королем уладов, не пошел за ним Суамах, ибо знал, что суждено погибнуть его приемному сыну. Но потом решил он все же остановить его и не пустить дальше. Когда приблизился он к Холму Слез, что назван так от слез Дагда, оплакивавшего своего сына Кермайта, то увидел огонь разрушения Дома Да Хока. В тот же миг испустил он дух, а когда узнала Кайндлех, что погубили ее приемного сына, умерла и сама у Ард Кайндлех. Оттого и Друим Суамайх с Ард Кайндлех.

*(…отправился Кормак… — См. сагу «Разрушение Дома Да Хока».)

134. Инбер Буада

Почему так названо Инбер Буада?*

*(Инбер Буада — Устье Даров; местоположение неясно.)

А вот почему. Из Греции приплыл Партолон, сын Сера, сына Сру, сына Эсру, сына Гойдела Глас, от кого пошли все Гойделы. Когда убили его мать, отца и братьев из-за наследства, стал он бродить по свету из одного края в другой, пока не пришел наконец в Ирландию. Пристал он к ней у Инис Саймер, и было с ним тогда восемь человек. Жили они там, пока не истощились их припасы, а потом принялись охотиться на кабанов и птиц да ловить рыбу. И во всей Ирландии ни в одной реке не мог Партолон найти рыбы, пока не пришел к Инбер Буада и не нашел ее там. И сказали тогда спутники Партолона:

— Воистину добычливо это устье!

— Пусть же и зовется оно отныне Инбер Буада! — сказал Партолон на это. Оттого и говорится Инбер Буада.

136. Маг Тибра

Почему так названа Маг Тибра?

А вот почему. Ириал провидец, сын Эрема, сына Миля Эспайне, был в ту пору королем Ирландии и Альбы. Однажды объезжал он свои края и добрался до Инбер Каирнд Глайс, как называлось раньше Инбер Буада. Пошел он встретиться там со своей приемной матерью, Тибир, дочерью Касс Клотаха, и привела она правителя Ирландии в свою крепость, что называлась Маг Глас. Там охватила его смертная истома, и скончался король Ирландии в крепости своей приемной матери. Собрались ирландцы к крепости Тибир, узнав о гибели своего короля, и отнесли его тело к кладбищу нечестивцев* в Круахан и погребли его там. Пожелала Тибир в горести от смерти своего приемного сына пойти к морю и утопиться, и захлестнули ее волны, и вынесли на берег, у которого и погребли ее на равнине. Оттого и назвали эту равнину Маг Тибра. А от горестных криков, что издавали ирландцы, оплакивая короля Ирландии и его приемную мать, получил свое имя Тулкан на Гайрте.

*(…к кладбищу нечестивцев… — Это уже христианская оценка кладбища, располагавшегося близ Круахана, на котором, по преданию, хоронили королей Коннахта, Тары и самих Племен Богини Дану.)

141. Туаг Инбир и Лох Эках

Почему так названы Туаг Инбир и Лох Эках?*

*(Туаг Инбир и Лох Эках — теперь устье реки Ванн и озеро Лох Ни.)

А вот почему. Дочерью Конала Колламайра и приемной дочерью Конайре Мора, сына Этерскела, была Туаг, и росла она в Таре вместе со множеством королевских дочерей Ирландии. От рождения ее и до пяти лет ни один мужчина не видел ее, дабы мог сам правитель Ирландии просить ее в жены. Но послал к ней Мананнан Фер Фидайла, своего воспитанника и друида из Племен Богини Дану, что принял обличье женщины из его свиты и оставался с девочкой три ночи.

На четвертую же ночь перед началом недели пропел он над ней дремотное заклинание и отнес девочку к Инбер Глайс, как называлось прежде Туаг Инбир. Положил он ее на берег, а сам пошел поискать лодку, ибо хотел отвезти ее сонную в Страну Нестареющих Женщин. Но набежала на берег волна, и утонула девочка. Оттого и Туаг Инбир.

Потом отправился Фер Фидайл, сын Эогабала, к своему дому, но там убил его Мананнан за это дурное дело.

А про Лох Эках говорят, что называется оно из-за Эохайда, сына Майрида, что приходился братом Рибу. Полюбила его жена отца — Эйбленн, дочь Гуайре, от которой пошло название Слиаб Эйблине. Собрались они бежать из Ирлуахара в Брегу к Бругу Мак Ока. Но опередил их Мак Ок и не дозволил войти туда и в первую ночь истребил их скотину, а во вторую — их лошадей. Потом пригрозил он на третью ночь убить их людей, если не уйдут они прочь. Тогда попросили они лошадей, чтобы везти их добро, и дал им Мак Ок лошадь, наказав возвратить ее, прежде чем испустит она мочу. Так в середине осеннего месяца в ночь под вторник подошли они к Лиатмуйне, и там легла их лошадь на землю и испустила мочу, когда сняли с нее поклажу. И превратилась ее моча в источник, а вокруг него построили дом. А Эохайд сделался королем Улада и правил в Эмайн девятнадцать лет.

И случилось тогда так, что хлынула Линдмуйне через Лиатмуйне, и утонул Эохайд со всем своим потомством, кроме только Дайриу и Конайнга, от которого пошли Дал Селле и Дал Буайн. Через сто лет после рождения Христа случилось все это. Оттого и говорится Лох Эках.

143. Слиаб Бета

Почему так названа Слиаб Бета?*

*(Слиаб Бета — теперь Сливе Би, гора на границе графств Ферманаг и Монаган.)

А вот почему. Как сказано в Захватах Ирландии, пришел туда Бит, сын Ноя, со своей дочерью по имени Кесайр за сорок дней до Потопа. После первого дележа отправился Бит со своими семнадцатью женщинами к Слиаб Бета, а если случилось это после смерти Ладру, то было их двадцать пять, и там напала на него лихорадка и убила Бита. Тогда погребли его женщины в большом Кайрне, что на Слиаб Бета. Оттого и говорится Слиаб Бета.

158. Лох Риах

Почему так названо Лох Риах?*

*(Лох Риах — теперь Лох Ри в графстве Голуэй.)

А вот почему. Случилась раз ссора между сидами с Моэнмага, что в Тир Майне, распря между четырьмя королями — Косдубом и Кайбелом, Риахом и Этайр Этуалангом. Разгорелась она из-за двух прекрасных девушек, что обитали в сидах — Кейрбил Балмайт, дочери Этара Этуаланга, и Ланд Летдерг, дочери Кайбела. Риах и Косдуб просили их в жены и не получили согласия. Тогда пожелали они биться, и спросили их Этар и Кайбел, на какой равнине желают они сойтись, ведь осквернили бы они сиды, сражаясь там, и никогда больше не смогли бы оставаться невидимыми, покажись они однажды среди смертных. И сказали они, что сойдутся ночью на Маг Мойн и что станет она носить имя того, кто придет туда первым. И еще говорили они, что если станут сражаться в своем обличье, то не будет различия между ними и смертными. И тогда превратили они себя все в оленей.

Воистину яростно бились они в этой битве, так что выросли на равнине четыре холма из их рогов и копыт.

Пал в том сражении Риах, правитель сидов, отчего и название Лох Риах. Был там сражен и Кайбел, отчего и Карн Кайбел, что стоит к северу от озера. Пал в этой битве Косдуб, отчего и Дайре Косдуб.

Есть на той равнине источник, откуда хлынуло озеро, дабы смирить ярость битвы. Типра Труйм — таково его имя. Нет на всей земле цвета, которым бы не окрасилось то озеро с тех пор и доныне, отчего и имя его Лох Риах […]. Не сыскать у того озера ширины и длины, ибо со всех сторон оно одинаково. И еще повелось так, что если в должный час каждый седьмой год опускать в него белых овец, то все они станут красными.

Оттого и сказал поэт:

Я слышал о битве великой [...].

159. Лох Ойрбсен

Почему так названо Лох Ойрбсен?*

*(Лох Ойрбсен — теперь Лох Корриб в графстве Голуэй.)

А вот почему. Это место битвы при Куйлиу, и было здесь тогда большое красное болото с дубовыми зарослями. По праву охотился здесь Риннайл Руад, сын Дела, сына Лота из Фир Болг. Уйленн Фэбардерг, сын Кахера, сына Нама, сына Эохайда Гарба, сына Дуаха из Тары, сразился при Куйлиу с Мананнаном, что звался четырьмя именами Гаэр и Гаэл, Ойрбсен и Мананнан и пал замертво здесь. Был он друидом, мастером и торговцем*. Был он сражен в этой битве и стоя похоронен у Куйлиу, но хлынуло из-под него озеро и затопило могилу.

*(…друидом, мастером и торговцем. — Отражение такой же характеристики бога Мананнана см. в саге «Сватовство к Луайне и смерть Атирне».)

А через три дня пал в битве при Куйлиу сам Уйленн, сраженный Мак Грене в отместку за Мананнана. Но и Мак Грене нашел свою смерть в битве при Таре, ибо отомстил ему Амаргин за смерть Уйленна. И тогда повелела Бригит, дочь Эохайда Оллатара*, женщина друид и филид, горевать, причитать и оплакивать мертвых.

*(…дочь Эохайда Оллатара… — Эохайда Отца Всех, то есть Дагда.)

160. Эо Росса

Эо Росса, Эо Мугна, Биле Дате, Краэб Уисниг, Биле Тортан — всего пять деревьев*.

*(…пять деревьев. — См. о них сагу «Видение Фингена».)

Эо Росса — тис. На северо-восток упало оно, достав до самого Друим Байр. Друим Сийте пел так:

Дерево Росс, королевское колесо, право вождя, грохот волны, творение славнейшее, прямое и крепкое дерево, бог стойкий и твердый, путь к небесам, опора дома, добро людей, муж ясных слов, великое полное сокровище, крепость Троицы, добро матери, дитя Марии, море, полное добычи, честь красоты, господин ума, ангельская корона, мировой клич, гордость Банбы, мощь победы, знание начал, судный рок, знание для мудрецов, благороднейшее из деревьев, слава Галиойн, славнейший куст, защита кабана, сила жизни, слово знания, Дерево Росс.

Ветвистое Дерево Биле Дате — ясень, гот, что убил филида Датена и упал, достав до Карн Уахтайр Биле, отчего и стали так называться Фир Биле.

Дерево Эо Мугна — дуб, что упал прямо на юг через Маг Айлбе к Койрте Крайнд Беода. Девять сотен мер желудей приносил он и давал плоды трижды в год — прекрасные, невиданные яблоки, орехи, круглые и алые, словно кровь, да крепкие коричневые желуди. Дерево Торту — ясень, что упал на юго-восток до Келл Ихтайр Тире.

На север упал ясень Уснеха прямо до Гранарда в Кайрбре, и было это во времена сыновей Аэда Слане*.

*(Аэд Слане — родоначальник королевской династии Бреги, король Ирландии (ум. в 600 г.).)

[Druidism.ru)
ещё