Текст этого сказания в данном варианте содержится в «Истории Ирландии» Джеффри Китинга, написанной в 1634-1635 годах, по которой и сделан наш перевод: Foras feasa ar Eirinn // Keating G. The history of Ireland / Ed. with transl. and notes by D. Comyn and P. S. Dinneen. London: Irish texts society, 1908. Vol. 2.
«История Ирландии» Китинга вобрала в себя предшествующую письменную и устную традицию, в том числе источники, не дошедшие до нас. Эта книга сама по себе является весьма авторитетным источником и достойно завершает письменную традицию ирландских Средних веков. «Эмайн-Маха» входит в качестве самостоятельного повествования в § XXVIII Первой Книги «Истории Ирландии». В одной из версий сказания «Сватовство к Эмер», переведённой С. Шкунаевым, содержится тот же рассказ о Махе с некоторыми разночтениями — в виде поздней вставки в рукопись «Сватовства». Поскольку этот рассказ имеет самостоятельную ценность, мы его перевели как отдельный текст. Заглавие дано нами.
В отличии от предыдущих сказаний этого сборника (имеется в виду «Лики Ирландии. Книга сказаний» М.; СПб. 2001 г.), «Эмайн-Маха» повествует о событиях I тысячелетия до н.э.
Перевод: С.В. Шабалов; 2001 г.
Cемь лет Маха Рыжеволосая, дочь Аэда Руада, владела верховной властью над Ирландией, пока Рехтайд Ригдерг не сразил ее. Это при ней была построена Эмайн-Маха. А причина, почему Эмайн-Маха так названа, вот какая.
Три короля из Ульстера владели верховной властью над Ирландией, а именно: Аэд Руад, сын Бадарна, по которому назван Эсс Руад; Диоторба, сын Деамана, из Уснеха в Миде и Кимбаэт, сын Финтана, из Финнабайра. И каждый из этих королей правил по семь лет вслед другому, покуда каждый не пробыл верховным королем Ирландии трижды. И первым, кто из них умер, был Аэд Руад; и он не оставил потомков, только одну дочь по имени Маха. Маха после смерти своего отца в свою очередь потребовала верховной власти. Диоторба и его дети сказали, что не уступят верховную власть женщине. Между ними и Махой произошла битва; и Маха взяла над ними верх в этой битве и владела верховной властью над Ирландией семь лет. А Диоторба умер и оставил пять сыновей, а именно: Баота, Бедаха, Браса, Уаллаха и Борбхаса. Эти потребовали верховной власти над Ирландией для себя, как ею владели до них их предки. Маха сказала, что вместо верховной власти она даст им только битву. Между ними произошла битва и Маха их разбила. Дети Диоторбы спаслись бегством в темные непроходимые леса. А Маха взяла Кимбаэта, сына Финтана, себе в мужья и сделала его предводителем своих воинов, а сама отправилась преследовать сыновей Диоторбы в облике прокаженной, натерев свое тело ржаным тестом, и нашла их в непроходимом лесу в Байренн, готовивших дикого кабана. Сыновья Диоторбы спросили у нее о новостях и дали ей кусок мяса. Она сообщила им все новости, которые имела.
И затем один из мужчин сказал, что у прокаженной красивые глаза и что он захотел лечь с ней. Тогда он и Маха удалились в гущу леса, и Маха связала этого мужчину, оставила его там и вернулась к остальным. И они стали у нее выспрашивать: «Где ты оставила мужчину, который пошел с тобой?» — сказали они. «Не знаю, — сказала она, — но я думаю, что он стыдится придти в ваше общество, поимев прокаженную». — «Это не стыдно, — сказали они, — так как мы сделаем то же самое».
И так она пошла в лес с каждым из них по очереди и связала их всех, и привела их связанными вместе пред люди Ульстера, и спросила знатных Ульстера, что ей сделать с ними. Все согласно сказали, что их следует предать смерти. «Это не справедливо, — сказала Маха, — ибо это будет противно закону; но пусть их сделают рабами и пусть на них возложат урок построить для меня крепость, которая навсегда станет столицей области». Затем Маха отстегнула золотую заколку, что была в плаще у нее на груди, и ею отмеряла место для крепости, которую обязаны были строить сыновья Диоторбы. Тогда крепость назвали Эмайн, от «эo» — «заколка» и «муйн» — «шея», то есть «шейная заколкa» Махи.
Примечания
Эмайн-Маха — древняя столица северного королевства Ирландии, Улада (Ульстера), как его стали называть позднее). На этом месте сейчас находится город Невен-Форт, а в нескольких километрах от него — ещё один город, связанный с именем Махи: Армаг, Ард-Маха (Холм Махи). Эмайн-Маха, основанная, по некоторым хроникам, в 645 году до. н.э., до её разрушения в 332 году н.э. была резиденцией уладских (ульстерских) королей, известнейший из которых — король Конхобар, живший на рубеже I в. до н.э. — I в. н. э. Эмайн-Маха была главным местом действия так называемого Уладского, или героического, цикла сказаний, связанного с именем знаменитого Кухулина. До возвышения Темры (Тары) в срединном королевстве Ирландии (Миде), в Эмайн-Махе, на севере страны, похоже, сосредотачивалась власть верховных королей. До настоящего времени там сохранились следы укреплений диаметром около 300 м.
Маха Рыжеволосая. — Ни в этом, ни в других текстах не говорится напрямую, что королева Маха, основательница столицы Ульстера, героиня данного сказания, была реинкарнации одноимённой с ней богини войны из Племени Богини Дану; однако это подразумевалось. Рождение в новом облике с прежним именем встречается также в сказании «Сватовство к Этайн»: героиня из эпохи Племени Богини Дану (Этайн) рождается вновь в эпоху уже «историческую», эпоху ирландских королей. Богиня Маха в прежнем своём рождении, дочь Эрнмаса, жена Немеда, входила в божественную тройку женщин-воительниц: Маха, Бадб, Морриган, и, как говорится в сказании «Битва при Маг Туиред», пала, сражаясь с главными противниками Племени Богини Дану — фоморами. По некоторым данным, это произошло в 1869 г. до н.э. Таким образом, Маха — богиня войны той отдалённой эпохи, Маха — королева, основательница города и Маха — героиня сказания о «недуге уладов» — это ипостаси одной и той же Махи.
Аэд Руад, сын Бадарна — отец Махи, один из легендарных ирландских королей отдалённой эпохи до нашей эры, о котором «История Ирландии» Дж. Китинга весьма скупо сообщает, что он правил 21 год и утонул в Эсс Руаде. Возможно, что этот король — мифологический персонаж, скорее всего тождественный Дагда из Племени Богини Дану; этот Дагда звался иногда Руад Рофесса (Красный Всеведущий).
Рихтайд Риндерг — сын Лугайда Лайгде. Согласно традиции, король, правивший Ирландией 20 лет. О нём сообщается, что своё имя — Рехтайд Ридерг (Рехтайд Красный Король) — получил потому, что имел «красное предплечье», то есть, возможно, «руки в крови». Был убит в свою очередь королём Угайне Великим, мстившим, как сказано, за свою приёмную мать. Таким образом, Маха была приёмной матерью Угайне (VI в. до н.э.).
Эсс Руад (Красный водопад) — современный Ассароэ на северо-западе Ирландии, в теперешнем графстве Донегал. Этот водопад был знаменит тем, что с ним связывалось пребывание легендарного Лосося Мудрости, отведав которого человек становится мудрецом и вдохновлённым поэтом. Божественным покровителем водопада считался Дагда из Племени Богини Дану, по прозвищу Красный Всеведущий. Согласно преданиям «Старина мест», Красный Водопад получил своё название от короля Аэда Руада (Аэда Красного), сына Бодавна, который «обманом лишил своего воина награды и обрушил на него звёзды видимые и невидимые. И тогда призвал воин против короля своих поручителей — море и ветер, солнце и небеса — и велики солнечным жаром понудил короля войти в воду, и утонул в потоке Аэд чудесною волею моря и сильного ветра».
Аэд Руад, Диоторба Кимбаэт. — Эти короли, правившие Ирландией по очереди, приходились друг другу двоюродными братьями: у них был общий дед по имени Айр Гедмар. О Кимбаэте, который впоследствии был «взят» Махой в мужья, известно, что он вместе с ней считался основателем столицы Ульстера, что он правил или 20, или 28 лет и умер в Эмайн-Махе от чумы. В одной из поэм, вошедших в «Лейнстерскую Книгу» (середина XII века), говорится, что «Кимбаэт, глава юных воинов, принял во владение гордые земли Тары…». В тексте нашего сказания, который вошёл в виде вставки в «Сватовство к Эмер», уточняется, что за договор между указанными тремя королями поручились друиды.
Уснех в Миде — географический и сакральный центр Ирландии. Возможно, амбиции Деоторды и его сыновей связаны с ролью и значением Уснеха, из которого они происходят. Позднее вокруг Уснеха образуется срединное королевство Ирландии — Миде, где произойдёт возвышение Тары, которая станет столицей верховных королей страны (смотрите примечание к «Приключению Конлы Красного»).
Финнабайр — упоминается в сказании «Борома» как место битвы между королями Тары и Лейнстера из-за дани, которую собирали с Лейнстера верховные короли. Здесь собирались улады на свои оэнахи (Собрания-Праздники) (см. примечания к сказанию «Финн и призраки»).
…Маха взяла над ними верх в этой битве… — женщина-воительница — фигура довольно типичная для кельтской традиции, легендарной и исторической. Достаточно назвать бриттскую королеву Боудикку, нанёсшую поражение римлянам в I веке, как это описывает Тацит, которая восклицала со своей боевой колесницы, что «бритты привыкли воевать под предводительством женщин». Или ирландскую королеву Медб — опытного, коварного и жестокого противника ульстерцев во главе с Кухулином в эпопее «Похищение быка из Куальнге». Подобное «равноправие» женского пола с мужским существовало у кельтских народов с глубокой древности. Этому очень удивлялись греко-римские авторы, например, Страбон, написавший в своей «Географии» (III, 4, 17) о «мужественности» кельтских женщин, или Диодор Сицилийский, отмечавший в своей «Исторической Библиотеке», что у кельтов «жёны не только ростом ровняются мужчинам, но духом также им подобятся». Что касается ирландцев, то почти во всех описаниях битв которые мы находим в их сказаниях, отмечается, что на поле боя наряду с мужчинами сражались и пали женщины. Лишь в 697 году по настоянию аббата Адамнана был принят закон, освобождавший женщин от военной повинности.
Таким образом, личность и поведение королевы Махи из нашего сказания для кельтской, и в частности ирландской, традиции вовсе не исключительны. Даже все божества войны у ирландцев — одноимённая Маха, Морриган, Бадб — женского рода. Облик этих богинь, как они описываются в сказаниях, то прекрасный, то ужасающий, они либо «наговаривают» войну, либо сражаются сами, либо устрашают вражеских воинов, появляясь над войском в образе валькирий.
Весьма важно, что в ирландской традиции северной страны, с Уладом (Ульстером) ассоциировалась воинственность: «Знание на западе, битва на севере, изобилие на востоке, музыка на юге, власть в центре». Эта ассоциация, очевидно, идёт от основательницы северной столицы, ульстерской королевы Махи. В одном из дворцовых покоев этой столицы, Эмайн-Махе, висели головы сражённых воинов, которые назывались «жёлуди Махи».
… натерев своё тело ржаным тестом… — ржаное тесто как средство приобрести облик прокажённого упоминается ещё в сказании «Борома»: «… Пусть же принесут ржаное тесто и телячью кровь и обмажут меня, и дадут мне рясу и суму. — Так и было сделано, и стал походить Ронкерр на любого прокажённого».
Байренн — гористая местность в Коннахте, на западе Ирландии, на территории нынешнего графства Клэр.
… связала их всех… — Физическая сила кельтских женщин была замечена античными авторами. Например, Аммиан Марцеллин (История XV, 12, 1) писал: «Почти все галлы высоки ростом, белы телом, русоволосы… Когда один из них поссорится с другим и ему станет помогать его жена, которая сильнее его и голубоглаза, — то целая толпа чужих не справится с ним». Что касается Махи, то она названа в преданиях «Старина мест» одной из «королев буйной силы, которые имели истинно миловидных супругов».
… отстегнула золотую заколку… — деталь одеяния, постоянно встречающаяся в ирландских сказаниях. Ещё Страбон и Полибий упоминали о том, что кельты носили плащи, именуемые «сагами». Такие плащи или мантии, скреплённые заколкой или брошью, были, судя по сказаниям, обычной одеждой мужчин и женщин древней Ирландии. Заколки от плащей числятся сред характерных находок кельтской Ирландии. Они могли использоваться и для других целей. В преданиях «Старина мест» говорится, что, подобно махе, с помощью заколки наметила место для будущей крепости другая легендарная женщина — Тефи, тоже «дева прекрасная и беспечальная, героическая в сражении», супруга бриттского королевича Кантона.
… крепость назвали Эмайн… — Данное сказание излагает одну, не единственную версию происхождения имени города, — от шейной заколки Махи. Другая версия, хорошо известная в ирландской традиции, исходит из иного образа Махи и иной этимологии слова «Эмайн». Подробно эта версия излагается в сказании «Девятидневная болезнь уладов» — «Недуг уладов» в переводе А. Смирнова, — а вкратце— в преданиях «Старина мест»: «Маха, жена Крунда, пришла на эту равнину, чтобы померится силами в беге с конями короля Конхобара, ибо сказал её муж, что никто не сможет обогнать её. И была его жена в ту пору тяжела. Попросила она отсрочки, покуда не разрешится от бремени, но не согласился на эту король. Тогда побежали они и опередила всех Маха, когда добежала до конца поля, родила мальчика и девочку (близнецов) и сказала, что отныне будут улады мучатся словно в родах всякий раз, когда падут на них испытания». В этой версии название крепости «Эмайн» значит «близнецы», которых родила Маха. Здесь Маха помещается в эпоху короля Конхобара, в канун нашей эры; она не богиня и не королева-воительница, а фея-сида, пришедшая в дом одного ульстерца и ставшая его женой; её имя — Маха, дочь Санрита.
Так или иначе, столица Ульстера и прилегавшую местность традиция связывает с Махой — богиней ли, королевой или «чудесной женой» крестьянина, — ибо и равнина, и возвышенность недалеко от столицы носят имена Махи и, как сказано в преданиях «Старина мест», пока не явился в Ирландию святой Патрик, то есть до V века, не бывало такого короля, который не собирал бы людей у могилы Махи (Ард-Маха), чтобы те оплакивали её.
Большинство исследователей полагают, что все Махи восходят в конечном счёте к богине войны из Племени Дану. Это доказывается хотя бы характером мести Махи из «Недуга уладов»: навлекая на уладов «родовые муки» именно на время военной опасности, она мстит как богиня войны.
Что же касается самой идеи происхождения ирландских городов, то уже отмечено, что «применительно к ирландской традиции уместно говорить не столько об основателях, сколько об основательницах, поскольку в основном это были женщины»: для Уснеха — это Эриу, для Тары — Теа, для Тальтиу — Тальтиу, для Тлахтги — Тлахтга, для Наас — Наас, для Круахана — Круаху, для Кармуна — Кармун и для Эмайн Махи — Маха.